Как не прогнуться, когда маркетплейсы отжимают рынок: часть 1

Разбираем опыт Спортмастера, который увеличил прибыль на 67% за год

Ситуация. Интернет-магазин «Надо подкачаться» продает спортивное питание почти 7 лет. Постоянный клиент заходит раз в месяц и покупает протеин или гейнер на 5000 рублей. Такие постоянные покупатели обеспечивают магазину стабильную прибыль. Но в какой-то момент они начинают заходить реже — сначала раз в два месяца, потом раз в пол года или заходят также, но покупают меньше. Оказывается, что постоянные покупатели массово переходят на Ozon, Яндекс Маркет и Wildberries: там за один раз можно заказать и спортивное питание, и экипировку, и повседневные товары.

Этот пример показывает реальную ситуацию на рынке онлайн-продаж. Средний чек в интернет-магазинах упал на 16%, в то время как на маркетплейсах покупатели стали тратить на 43% больше. Гиганты Яндекс, Ozon, Aliexpress переманивают клиентов за счет широкого ассортимента и занимают уже 60% рынка всех онлайн-продаж

Чтобы сохранить и увеличить прибыль, интернет-магазин может следовать одной из стратегий:

Три стратегии интернет-магазина

Первая стратегия подходит для крупного бизнеса, у которого есть связи с поставщиками, широкая сеть складов и налаженная логистика.

Вторая — для небольшого интернет-магазина, у которого еще нет базы постоянных клиентов и возможности инвестировать в продвижение.

Третья стратегия — для среднего и крупного бизнеса, у которого есть сайт или приложение с лояльной аудиторией, экспертиза в своей нише и желание инвестировать в цифровые сервисы.

В этой статье мы разберем третью стратегию и расскажем опыт Спортмастера, который выбрал экосистемную модель развития и увеличил прибыль на 67% за год.

Спортмастер столкнулся с маркетплейсами

В 2020 году покупатели стали чаще заказывать спортивные товары в онлайн-магазинах. Спортмастер показал лучшую конверсию в заказы в России и привлек в приложение 200 тысяч новых пользователей.

Несмотря на рост ритейлер ощутил конкуренцию со стороны маркетплейсов, которые в ответ на спрос увеличили ассортимент спортивных товаров втрое и нарастили онлайн-продажи на 187%.

Спортмастер не хотел уступать своих клиентов и долю спортивного рынка маркетплейсам. Чтобы конкурировать с ними и продолжать лидировать в своей индустрии, ритейлер предложил покупателям то, что другие игроки не могли — экспертизу в спорте и здоровом образе жизни.

Ритейлер выявил потребности каждой категории клиентов

Покупателей Спортмастера можно разделить на 3 сегмента:

  1. Профессиональные спортсмены.
  2. Последователи здорового образа жизни.
  3. Любители спортивного стиля в одежде.

Ритейлер хотел предложить дополнительную ценность для каждого из сегментов. Для этого он узнал, какие потребности есть у этих категорий покупателей кроме покупки товаров, какой образ жизни они ведут. Получился вот такой портрет.

Сегменты покупателей сети Спортмастер

Это потребности, которые клиенты закрывали за пределами Спортмастера. Но ритейлер решил делать все это вместе с ними, чтобы упростить путь клиента и зарабатывать больше.

Спортмастер решил закрывать эти потребности с помощью цифровых сервисов

Ритейлер обратился за разработкой к нам. Вместе мы проранжировали потребности клиентов по важности и стали проектировать сервисы, которые их закроют.

Онлайн-тренировки помогают поддерживать форму

Это сервис с видео-тренировками для разных уровней подготовленности.

Польза для клиентов. Пользователь получает подборку онлайн-тренировок, которые помогут сбросить вес, нарастить мышцы или поддерживать форму. Тренировки подбираются под интересы, цели и физическую форму клиента.

Польза для ритейлера. На основании пройденных тренировок Спортмастер понимает, какие виды спорта нравятся клиенту. А затем нативно предлагает товары, которые ему нужны: коврики для любителя йоги или гантели для тех, кто предпочитает силовые тренировки.

Афиша помогает стать частью спортивного сообщества

Это сервис с анонсами мероприятий от Спортмастера.

Афиша от Спортмастера

Польза для клиентов. Пользователь может протестировать новую обувь, послушать лекции экспертов, а также пробежать марафон или лыжную гонку в фирменной экипировке. После мероприятий участник получает бонусы и может потратить их в магазинах сети.

Польза для ритейлера. Сервис помогает бренду собирать лояльное сообщество из любителей спорта, предлагать им релевантные услуги и зазывать на мероприятия, во время которых можно получать обратную связь о новых товарах.

Live Трансляции помогают сделать осознанный выбор товара

Это сервис, в котором эксперты делают обзоры на товары сети.

Live Трансляции от Спортмастера

Польза для клиентов. Экспертные обзоры помогают пользователям узнать характеристики товара, понять его достоинства и недостатки, а затем принять осознанное решение о покупке.

Польза для ритейлера. Экспертные обзоры помогают повысить конверсию в заказы и снижают процент возвратов. Трансляция показывает то, что непонятно на фотографии: как вещь ведет себя в движении, собирается или разбирается.

Спортмастер медиа помогает быть в курсе спортивных событий

Это сервис, который публикует экспертные статьи, советы начинающим спортсменам, обзоры экипировок и результаты матчей.

Медиа от Спортмастера

Польза для клиентов. Медиа помогает читателям узнать больше о кроссфите или джампинге, разобраться в тонкостях выбора боксерских перчаток или коньков для фигурного катания.

Польза для ритейлера. Сервис помогает анализировать интересы клиентов и персонализировать их опыт. Например, футбольному фанату можно предложить протестировать бутсы, а читателю подборки «Как встать на лед» — коньки и наколенники.

Трекер активности помогает выполнять дневную норму шагов

Это сервис-шагомер, который синхронизируется с Apple Health.

Трекер активности от Спортмастера

Польза для клиентов. Сервис мотивирует пользователей ходить больше, соревноваться с участниками шаговых челленджей и получать бонусы Спортмастера за активность.

Польза для ритейлера. Синхронизация с Apple Health дает бренду дополнительную возможность для персонализации — Спортмастер анализирует скорость пользователя, дистанцию бега и ходьбы, и предлагает подходящую обувь через push-уведомления.

Клуб путешествий предлагает авторские туры для любителей спорта

Это сервис, в котором можно купить активный тур, например рафтинг или поход по Алтаю.

Клуб путешествий от Спортмастера

Польза для клиентов. Пользователь получает спланированное путешествие в компании единомышленников, а также до 5000 бонусов Спортмастера.

Польза для ритейлера. Спортмастер продвигает сопутствующие товары перед началом тура. Например, предлагает любителям рафтинга купить штормовку, дождевик, спортивные штаны и взять в аренду палатку.

Тренировки PRO предлагают заниматься спортом офлайн

Это беговые тренировки в офлайне с амбассадорами Спортмастера.

Тренировки PRO от Спортмастера

Польза для клиентов. Покупатели Спортмастера бесплатно участвуют в тренировках, знакомятся с единомышленникам и осваивают правильную технику бега. А также получают 500 баллов на карту лояльности.

Польза для ритейлера. Спортмастер продвигает товары для бега: напоминает, что одной пары кроссовок хватит, чтобы пробежать от 500 до 800 километров. А затем показывает, какие новые модели появились в каталоге.

Wellness образ жизни помогает держать баланс

Это сервис со статьями от психологов, чек-листами привычек, советами по питанию, спортивными образами и тренировками.

Wellness образ жизни от Спортмастера

Польза для клиентов. Пользователи укрепляют организм, учатся справляться со стрессом, заботиться о себе и окружающих людях.

Польза для ритейлера. Сервис помогает дольше удерживать аудиторию в приложении. Чем больше времени пользователь проводит в сервисе, тем больше данных можно собрать о его поведении и предпочтениях.

Также Спортмастер встраивает в приложение сервисы от партнеров: Check-up здоровья от лаборатории ДНКОМ и программы питания от Level Kitchen. Так ритейлер объединяет свою экспертизу в спорте со знаниями других компаний и предлагает клиентам полный спектр сервисов для здорового образа жизни.

Продолжение статьи — по ссылке.

Во второй части вы узнаете, почему завлечь клиентов в новые сервисы оказалось довольно непросто и какая механика привлекла 1 млн пользователей.

Илья Вьюхин,
Lead PM at Heads and Hands