

Продвижение в нейросетях — новое направление, которое бизнес только начинает осваивать. Чтобы упростить этот путь, мы пообщались с практиками, которые сталкиваются с искусственным интеллектом в работе, и составили этот материал.
В первой части расскажем базу: почему продвижение в нейросетях может оказаться важнее поисковиков, откуда нейросети берут материалы для своих ответов, и какой контент и инструменты помогут попасть в их выдачу.
Во второй расскажем про GEO — генеративную оптимизацию и как ее использовать для продвижения сайта или бизнеса.
Больше про рынок и технологии AI пишет наш операционный директор в своем Telegram-канале.
GPT и любая LLM — это не искусственный интеллект в прямом смысле слова — они не способны думать. Нейросети помогают обрабатывать и структурировать информацию, то есть являются новым типом поисковика. И этот новый тип начинает спорить со старым.
Раньше люди заходили в интернет по трем траекториям:
Теперь появилась четвертая точка входа — нейросети как ChatGPT, Claude, Perplexity или браузеры с AI-агентами, например, Comet.
Пока нет глобальной статистики, которая показывает, как между этими точками входа перераспределяются потоки пользователей. Но есть предположения. Например, Сэм Альтман, CEO OpenAI, говорит, что Google больше не нужен.

Отток трафика к нейросетям можно увидеть косвенно — чтобы не потерять аудиторию, поисковики сами перестроились в формат AI-first. Так, Яндекс выводит ответы Алисы, а Google внедрил AI Overviews перед результатами поиска.

Есть и исследования с конкретными цифрами. Например, маркетинговая платформа Ahrefs собрала аналитику по 300 тысячам ключевых слов. Оказалось, что средний CTR первой позиции в Google снижается на 34,5%, если в ответе появляется AI Overview.
Similarweb выпустил отчет, в котором сказано, что с момента запуска Google AI Overviews в мае 2024 года количество информационных и новостных запросов в поиске, которые не приводят к переходу на сайты, выросло на 13% по состоянию на май 2025 года.
Сам Google опубликовал заявление в котором сказано, что «резкого снижения переходов» нет, а есть лишь перераспределение трафика: «одни сайты получают больше трафика, другие — меньше», но общее количество переходов остается стабильным.
Но данные других компаний заставляют задуматься. Даже если у компании настроено продвижение сайта в поисковике, перехода может не быть — пользователь может получить исчерпывающий ответ от нейросети. Или сразу написать первый запрос не в Google, а в ChatGPT или DeepSeek.
Некоторые возможности искусственного интеллекта могут стать переломными и для бизнеса. Например, API ChatGPT для загрузки товарных фидов. OpenAI анонсировала его в апреле 2025 года. На август 2025 сервис недоступен, и дата запуска не объявлена, но можно подписаться на уведомление о релизе по ссылке из анонса.
Точки входа в интернет постепенно меняются. Если компания не думает, как быть видимой в нейросетях и ведет работу только над SEO и SMM, то в перспективе нескольких лет люди могут просто перестать ее находить.
*Instagram (организация Meta Platforms Inc., деятельность запрещена в РФ)
Нейросети забирают не только трафик, но и саму причину, зачем открывать поисковик. Например, человек планирует отпуск. Скорее всего, его запрос в нейросети будет выглядеть так:
«Мы с женой хотим поехать в отпуск в сентябре, но не можем выбрать, куда. Главное — тепло, но не адская жара, без визы, прямой рейс из Питера. Хотим что-то красивое, но спокойное. Бюджет — 250 тысяч на двоих».
В этом случае включается не поисковая модель поведения, а сценарий подбора по смыслу, в котором нейросети помогают помогают пользователю выполнить его задачи.
То же самое происходит при выборе товаров. Раньше пользователи смотрели обзоры на YouTube или шли в магазин электроники за помощью консультанта. Сейчас они могут просто спросить нейросеть:
«Хочу купить маме ноутбук. Ей 62 года, она будет смотреть сериалы, сидеть в Одноклассниках, читать книги. Важно, чтобы экран был не маленький и ноут не шумел. До 60 тысяч. Что взять?».
Нейросеть не просто выдаст список моделей, а объяснит выбор, выделит плюсы и минусы, сформирует рекомендации. Для большинства бытовых задач этого достаточно. Нейросеть понимает контекст, возраст, задачи, бюджет — и не требует знания ключевых слов как «SSD» или «Retina», чтобы найти нужную вещь. Но главное, ее цель — не найти ответ, а решить ситуацию.
В будущем это может привести к тому, что изменится и сама модель взаимодействия с сайтами и приложениями — вместо того, чтобы вручную регистироваться на рейс или оформлять заказ на маркетплейсе, можно будет просто попросить об этом своего ИИ-агента.
А пока можно зафиксировать, что новый тип пользователя начинает решать свои задачи уже не в поисковике, а в нейросети.
Нейросети технически не способны генерировать новую информацию. Для ответов искусственный интеллект собирает данные из уже существующих источников, компилирует их и подает в виде готового ответа. У каждой модели — свои правила ранжирования, зависящие от базового языка, настроек и приоритетов.
Часто источником становится первая десятка источников из поисковой выдачи. Например, ответы Gemini и Perplexity на 50–70% совпадают с результатами Google.

Алиса точно так же опирается на высоко ранжированные результаты Яндекса, как это делает Google.

Фактически, ИИ обращается к поисковику, находит материалы, которые лучше всего отвечают на вопрос, и вставляет их в ответ.
Нейросети не ограничиваются только топом поисковой выдачи. В приоритете источники с высокой трастовостью: СМИ, крупные блоги и даже UGC-источники.
Например, у ChatGPT корреляция с выдачей Google заметно ниже — он чаще ссылается на:
Для нейросети не так интересен домен сайта и его позиция в поиске — важен тип контента. Она может процитировать ответ инженера на Reddit, пост фотографа в социальных сетях или отзыв пользователя на iRecommend.
Когда нейросеть выбирает, с какого сайта взять информацию для своего ответа, она смотрит на авторитетность источника и «человеческий» стиль текстов.
Нейросети не всегда работают с живым интернетом. Например, в августе 2025 DeepSeek оперирует базой знаний, актуальной на июнь 2024 года. Чтобы получить от нее свежую информацию, нужно включить специальную функцию поиска в интернете.

А Perplexity и Алиса всегда прямо показывают ссылки, которые использовали при ответе.
Единственный надежный способ понять, откуда нейросеть берет данные, — тестировать запросы вручную: формулировать популярные вопросы и отслеживать, какие фрагменты текста попадают в ответ и как часто.
Сначала ИИ заглядывает в собственную память. Если она использует RAG, Retrieval Augmented Generation, то к собственной базе знаний подключается и поиск в интернете.
Затем нейросеть собирает фрагменты из нескольких источников, отбрасывает нерелевантную информацию и компилирует данные в готовый ответ.
Пользователям нейросети важно помнить, что она не стремится дать правдивый ответ — ее задача дать ответ, который понравится. Поэтому важно правильно формулировать вопросы.
Владельцам продукта или бренда важно понимать, что для продвижения сайта в нейросети не подойдут SEO-тексты — нейросети не интересны ключи. А вот статья с «человеческим» контентом, например, «В чем отличия Honor Magic 6 от Samsung S24 Ultra?» попадет в нейросетевую выдачу, даже если она не в топ-3 Google. Все потому, что ИИ ищет ответ на вопрос, а не позицию в выдаче или рекламные лендинги.
Для продвижения в нейросетях используют GEO — Generative Engine Optimization или генеративную оптимизацию.
У генеративной оптимизации есть много названий: гео-оптимизация, нейро-оптимизация, нейро SEO, AI-SEO — все они обозначают один и тот же инструмент.
GEO помогает контенту попасть в выдачу нейросети. Её цель — чтобы нейросети упоминали в своих ответах нужные компании, бренды, продукты или персон в хорошем ключе, а также использовали их контент при генерации ответов пользователям.
Генеративная оптимизация — это отдельная дисциплина, которая развилась из SEO и SERM. Вот как они различаются:
В рамках GEO можно не только продвигать компанию в выдаче, но и вытеснять нежелательные упоминания, плохие отзывы и скандалы, замещая их более выгодной информацией. Это называется AI Reputation Management.
В классическом SEO специалист смотрит на поисковую выдачу Яндекса и Google, собирает лучшие ключи и подстраивает под них страницы.
В GEO нужно анализировать другое: контексты, откуда нейросеть берет информацию, структуру и тональность контента, насколько удобно он встроится в ответ. Важен не только сам текст, но и то, в каком окружении он находится, и как его воспримет нейросеть.
Например, мы хотим оптимизировать запрос «посудомоечные машины Kuppersberg».
Для этого нужно собрать семантику запроса на основе Wordstat или любой другой аналитики. Затем построить дерево информационных запросов: «чем отличаются», «в чем плюсы», «сравнение с…», и создать контент под эти запросы. Дальше — разместить контент в статьях, социальных сетях, на форумах, которые чаще всего цитируют нужные нам нейросети.
После этого запрос начнет появляться в ответах нейросети.
В GEO ключевые фразы звучат как естественная речь. Например, не «Heads and Hands отзывы», а «расскажи, что говорят клиенты о Heads and Hands». Поэтому продвижение в нейросетях требует естественного контента — он должен отвечать не на формальный набор ключей, а на конкретный вопрос в логике диалога.
GEO-материалы нужно писать с учетом абзацев, смысловой структуры и внятного авторства информации — так нейросеть сможет легко извлечь из них нужный фрагмент.
Да, можно построить отдельные стратегии под ChatGPT, Gemini, Алису или другую нейронную сеть, которую использует аудитория компании.
Как и в случае с SEO, оптимизация под одну площадку сработает и для продвижения сайта на другой, но максимальный эффект будет там, куда изначально были направлены силы.
Да, можно изменить то, что нейросеть говорит на конкретный запрос. Например, если в выдаче ИИ остались следы от неприятного инфоповода, можно изменить повестку — публиковать положительные отзывы или материалы о наградах компании. Через время нейросеть начнет выводить именно их.
В GEO пока мало коммерческих запросов. В основном конкуренция идет за информационные темы, в которых подсвечивается бренд или услуга.
Возможно, что при масштабной работе, где используются тысячи единиц контента, можно повлиять и на коммерческие ответы — вплоть до того, что нейросеть будет советовать конкретный продукт и указывать, где его купить. Но на практике этого пока не встречалось.
Цена зависит от объема работ, сложности задачи, количества запросов и плотности конкуренции. Точечно повлиять на один запрос может стоить несколько сотен тысяч. Полная проработка дерева запросов, создание и размещение контента, стратегия и сопровождение до результата обойдутся в несколько миллионов.
Можно заказать разовую настройку или постоянное сопровождение. Разово можно сделать аудит и рекомендации или посев по одному запросу. При постоянном сопровождении — генерировать и продвигать контент каждый месяц, отслеживать выдачу и корректировать позиции. Как и в SEO, они могут упасть, если конкуренты тоже начнут продвижение в нейросетях.
В аналитике переходы пока отслеживаются сложно: если пользователь пришел из ответа нейросети, это будет показано как прямой заход. UTM-метки тоже не всегда надежны. Например, ChatGPT автоматически подставляет метку ?utm_source=chatgpt.com, но это работает только при прямом клике из чата.
Поэтому самый надежный способ отслеживания использования нейросетей — рост визитов после появления ссылки или изменения в продуктовых метриках: заявки, заказы, вовлеченность.
Краулеры нейросетей считывают сайт примерно так же, как поисковые роботы. Поэтому все, что хорошо для SEO, полезно и для GEO. Вот на что стоит обратить внимание.
Если страницы построены на JavaScript, они не попадут в индекс нейросетей. Сайт должен поддерживать SSR (Server Side Rendering) либо динамическую индексацию.
Если страницы сайта грузятся дольше 1 секунды, нейросеть может его проигнорировать и не включить в свой ответ.
Чтобы ускорить загрузку страниц, нужно прогнать сайт через Google PageSpeed или GTmetrix, настроить кэширование, вынести медиа на CDN, оптимизировать скрипты и тяжелые запросы к базам данных, внедрить GZIP-сжатие к данным, которые передаются в API, и вынести особенно нагруженные функции в отдельные сервисы на бэкенде.
Контент на странице должен быть не только содержательным, но и технически доступным. В доступность входит чистая HTML-разметка, валидный код, логичная иерархия заголовков и микроразметка, например, schema.org.
Если вам нужна помощь с технической оптимизацией для продвижения сайтов — приходите в Heads and Hands. Проведем технический аудит, аудит быстродействия, и поможем спроектировать системную архитектуру так, чтобы потом не переписывать годами.