Как управлять вниманием пользователя: 5 советов от UX/UI-дизайнера

Рассказываем, как помочь пользователю сориентироваться в интерфейсе и убедить совершить нужное действие.

Пользователи не любят регистрироваться — они хотят быстро оформить и получить заказ или услугу. 25% пользователей уходят из-за обязательной регистрации — данные Baymard Institute.

Зная это, сервисы стараются убрать регистрацию или максимально упростить ее. Например, Whoosh сделал кнопку «Войти через Apple» акцентной, чтобы подсказать пользователю оптимальный вариант.

Whoosh добавил в интерфейс подсказку

Визуальные подсказки в интерфейсе — один из способов убедить пользователя совершить нужное действие. UX/UI-дизайнер Heads and Hands Анна Байда рассказывает, как еще можно управлять вниманием пользователя.

Способ №1. Использовать доминанты и точки фокуса

Доминанты — самые крупные и привлекательные элементы в интерфейсе, их используют, чтобы выделить важную информацию. Обычно доминанты располагают ближе к центру экрана.

Точки фокуса — это иконки, кнопки и другие элементы, которые пользователь замечает после доминанты. Они отвечают за зоны интереса и удерживают внимание пользователя. Точки фокуса обычно находятся по краям экрана.

Пример. Яндекс разместил поле поиска в центре экрана — это доминанта и первое, за что цепляется взгляд пользователя. Затем пользователь фокусирует внимание на других ключевых функциях: в верхнем углу экрана находятся профиль и почта, а в нижнем — кнопка голосового ассистента Алисы.

Яндекс разместил поле поиска в центре экрана

Способ № 2. Учитывать правило внутреннего и внешнего

Правило внутреннего и внешнего гласит: близкие друг к другу элементы кажутся связанными по смыслу. А объекты на расстоянии друг от друга  выглядят обособленными. Зная это правило, мы можем помочь пользователю структурировать информацию.

Пример. В корзине Яндекс Лавки карточки товаров отделены друг от друга с помощью горизонтальной линии — дивайдера. Поэтому пользователь может легко соотнести цену и количество товаров. А также быстро поменять количество товаров или удалить их из корзины.

Нарушение правила внутреннего и внешнего может вызвать у пользователя когнитивный диссонанс. Даже с правильными расстояниями композиция будет не считываться, если элементы в ней сгруппированы некорректно.

Пример. Додо Пицца учла правило внутреннего и внешнего, но визуально отделила цену и количество от изображения товара. В результате, если в корзине много товаров, дивайдеры с двух сторон образуют ложную карточку. Поэтому, когда пользователь захочет убрать из корзины один товар, то может удалить совершенно другой.

Способ № 3. Использовать Z-паттерн

Пользователь считывает информацию, просматривая экран слева направо и сверху вниз — такая траектория движения взгляда напоминает букву Z. Поэтому, чтобы пользователь прочел важную информацию в первую очередь, ее располагают в верхней части экрана, а в нижней — призыв к действию.

Как пользователь воспринимает информацию с экрана

Пример. Таксовичкоф использует Z-паттерн, чтобы привлечь внимание к ключевым разделам на главной странице. Поэтому в правом верхнем углу находится кнопка авторизации, а в нижнем — поле заказа такси.

Z-паттерн на главной странице Таксовичкоф

Способ № 4. Использовать F-паттерн

Пользователи не читают текст, а лишь бегло сканируют его взглядом, выделяя главное. Такой способ восприятия называется F-паттерном. В интерфейсе этот паттерн используют, чтобы облегчить пользователю навигацию.

Пример. Telegram использует F-паттерн. Слева в мессенджере находится вертикальная навигация по папкам, а правее — список чатов. Пользователь открывает папку, просматривает чаты и быстро находит нужный.

F-паттерн в интерфейсе Telegram

Способ № 5. Сломать привычный шаблон

Сервисы часто используют знакомые пользователю UX-паттерны — их задача упростить и облегчить путь пользователя. Но иногда дизайнеры намеренно отказываются от привычных решений.

Пример. Обычно кнопки «выйти» и «удалить аккаунт» размещают вместе — это знакомый пользователю паттерн. Но Duolingo перенес кнопку «выйти» в центр экрана. Пользователю кажется, что удалить аккаунт нельзя, хотя, на самом деле, нужно просто проскроллить страницу.

Duoligo нарушил привычный шаблон

Как проверить, что все правильно

Чтобы проверить, что дизайн ведет себя предсказуемо и пользователь воспринимает информацию именно так, как задумывалось, нужно наложить поверх макета блюр. Затем отвлечься на 15 минут и взглянуть на пятна. Если блоки интерфейса считываются в той же последовательности, то вы все сделали верно.

Как проверить, что все считывается правильно