Как продвигать приложение, если App Store и Google Play заблокируют

4 стратегии, которые не дадут приложению покрыться пылью

Напряженная политическая обстановка и санкции повлияли на работу мобильных приложений и сторов в России. С 24 февраля по 14 марта российская версия App Store потеряла почти 7000 приложений.

Число приложений сокращается по двум причинам. Иностранные бренды сворачивают бизнес в России и самостоятельно удаляют свои приложения из App Store и Google Play, как например: Spotify, Netflix, H&M и Uniqlo. Либо сторы убирают приложения российских компаний из каталога без предупреждений. Например, App Store и Google Play удалили приложения «ВТБ Онлайн», «Открытие», «Альфа-Банк», «СберБанк Онлайн», «СберБизнес» и другие сервисы Сбера.

Владельцы российских приложений боятся попасть под раздачу и потерять эффективный канал продаж. Ситуация выглядит так, что сторы могут удалить любое приложение из своего каталога или совсем прекратить работу на территории страны. Или российское правительство решит наложить контрсанкции и запретить работу App Store и Google Play совсем.

В статье расскажем четыре стратегии, которые помогут защитить iOS и Android-приложения и продолжать работать, даже если российских рынок останется без иностранных сторов.

Цель статьи — помочь разработчикам защитить приложения и показать альтернативные способы работы. Нас не интересует политика, мы помогаем работать в новых реалиях.

Стратегия 1. Перенести iOS-приложение в неофициальный аналог App Store

Cydia и AppCake — два самых популярных аналога App Store. В апреле 2022 года Cydia посетили 414 тысяч пользователей, а AppCake — 472 тысячи.

Cydia и AppCake — аналоги App Store

Сторы работают неофициально. Пользователь должен взломать iPhone с помощью утилиты Unc0ver и отказаться от гарантийной поддержки устройства, чтобы установить один из сторов. После взлома пользователь сможет бесплатно скачивать приложения, за которые в лицензионном App Store нужно платить.

В марте пользователи Яндекса искали «‎взлом айфона» почти 22 тысячи раз, а «джейлбрейк» — почти 51 тысячу раз.

Статистика запросов про взлом iPhone в WordStat

Разработчики загружают в неофициальные сторы приложения, которые не прошли модерацию в App Store, например: если приложение необоснованно запрашивает доступ к файлам смартфона или интерфейс не соответствует рекомендациям Apple в Human Unterface Guideline.

Чтобы загрузить приложение в неофициальный магазин, разработчики собирают и тестируют твик. Это версия приложения, которая устанавливается напрямую на смартфон. Она должна корректно работать, не содержать вирусы, а также соблюдать авторские права и этические нормы.

В России работает также неофициальный магазин, ради которого не нужно взламывать iPhone. AltStore имитирует установку приложения из среды разработки ПО Xcode и переводит смартфон в режим тестирования. Смартфон считает пользователя разработчиком, который загружает приложение, чтобы проверить его функциональность.

AltStore — неофициальный маркетплейс iOS приложений

Чтобы скачать приложение из AltStore, пользователь должен установить дополнительную программу AltServer на компьютер и подключить iPhone по USB.

Владелец iPhone должен совершить магию, чтобы пройти все этапы установок в неофициальном сторе. Это может стать барьером — пользователи хотят быстрый результат.

Руководитель производства Heads and Hands Андрес Вабель руководитель разработки в Heads and Hands

Плюсы неофициальных iOS-сторов

Быстрая модерация. Проверяют приложение за 2 дня.

Низкая комиссия. Берут комиссию с платных приложений до 10%, вместо 27% в App Store.

Бесплатное продвижение. Показывают сервисы, игры и онлайн-магазины в рубрике «Приложение дня».

Минусы неофициальных iOS-сторов

Некачественная модерация. Фишинговые приложения в каталогах снижают доверие пользователей.

Сложная установка. Пользователь должен взломать смартфон или скачать дополнительные программы для установки приложения.

Работоспособность смартфона и конфиденциальность. Пользователи рискуют работоспособностью iPhone при взломе и конфиденциальными данными при указании Apple ID.

Стратегия 2. Распространять Android-приложение в формате APK-файла

Android отличается от iOS тем, что предлагает разработчикам открытую операционную систему. Пользователи могут скачивать приложения в обход Google Play в формате Android Package Kit или просто APK. Это установочный файл с архивом и кодом Android-приложения.

Android-разработчики переводят приложение в формат APK за день: собирают файл и оптимизируют его. Далее тестировщики проверяют работоспособность, исправляют ошибки перед релизом.

Компания может разместить APK-файл на официальном сайте. Например, так сделал Банк ВТБ, когда Google Play удалил его приложение из каталога. ВТБ разместил ссылку на скачивание APK-файла и объяснил, как его установить. Также поступили «Сбер» и «Открытие», которые попали под санкции.

Процесс установки APK-файла на смартфон

Компания также может разместить APK-файл в каталоге неофициального стора. Самый крупный аналог Google Play c открытым исходным кодом — Aptoide. Он объединяет 300 млн пользователей и 1 млн приложений, предлагает скачивать приложения без регистрации, обновлять их и возвращать к предыдущим версиям.

Aptoide — маркетплейс APK-файлов

Чтобы опубликовать приложение, владелец регистрируется на платформе Catappult, добавляет ссылку на страницу приложения в Google Play и платит $79 за год. После модерации приложение появится в общем каталоге.

Стор будет удерживать комиссию 10% от доходов приложения вместо 15% в Google Play. Аналоги APK-Pure и F-Droid работают по такой же схеме, но собрали аудиторию в 3 раза меньше, чем Aptoide — около 100 млн.

Плюсы неофициальных Android-сторов

Низкая комиссия. Берут комиссию с платных приложений до 10%, а Google Play — 15%.

Слабая конкуренция. Содержат в 3 раза меньше приложений, чем Google Play. Вероятность, что приложение заметят — больше.

Быстрая модерация. Проверяют приложение до 2 дней, а Google Play — до 7 дней.

Простая установка. Установить APK-файл также просто, как приложение из Google Play.

Минусы неофициальных Android-сторов

Кража персональных данных. Пользователи не доверяют неофициальным сторам из-за фишинговых приложений.

Приложения не обновляются. Чтобы обновить приложение, нужно скачать и установить новый APK-файл.

Нарушение интеллектуальной собственности. Компании придется раскрыть актуальный исходный код приложения, чтобы опубликовать в каталоге.

Нет альфа и бета-тестирования. Компания не сможет протестировать приложение и исправить критические ошибки перед релизом.

Стратегия 3. Адаптировать приложение для AppGallery от Huawei

AppGallery — магазин приложений от Huawei. Он появился в 2018 году из-за торгового конфликта между США и Китаем. Американское правительство запретило компаниям работать с Huawei и покупать оборудование производителя. Google расторг с Huawei соглашение о сотрудничестве и отключил смартфоны бренда от своих сервисов, в том числе от Google Play. Huawei инвестировал $1 млрд в собственный стор AppGallery и к 2022 году объединил 1,8 млн партнеров, например: Booking, Viber, Opera и другие международные сервисы.

AppGallery — магазин приложений от Huawei

Компания может создать приложение для AppGallery с нуля или адаптировать существующее Android-приложение. Для этого нужно самостоятельно адаптировать его под требования операционной системы Harmony OS или обратиться в студию разработки, например, к нам. Мы разрабатываем приложения под AppGallery с нуля для новых клиентов и адаптируем разработанные нами Android-приложения. Мы помогли приложениям MYBOX, «Спортмастер», Boxberry, «ВсеИнструменты.ру» и «Петрович» появиться в AppGallery.

Мы помогли «Петровичу» сделать приложение для Harmony OS. Бренд хотел разместить приложение в AppGallery, потому что значительная доля его клиентов пользуется смартфонами Huawei. Мы решили адаптировать существующее Android-приложение «Петровича» и потратили всего 138 часов на внедрение, тестирование и отладку. Это примерно в 30 раз быстрее, чем разрабатывать приложение с нуля.

Менеджер проектов в Heads and Hands Екатерина Пугачева менеджер проектов в Heads and Hands

Как адаптировать Android-приложение под Harmony OS:

  1. Проанализировать код приложения и убрать Google-сервисы, которое оно использует.
Чем отличаются приложения для AppGallery и Google Play

2. Подключить сервисы аналитики.

3. Добавить альтернативы от Huawei вместо Google-сервисов.

Приложения для Google Play и AppGallery включают разные сервисы

4. Протестировать изменения на устройствах Huawei.

Расскажите нам про свою задачу и цифровой продукт через форму на сайте. Эксперты нашей студии предложат вам время для созвона, где уточнят детали бизнеса, разберутся в задаче, подберут варианты решения и покажут релевантные кейсы.

Плюсы стора AppGallery

Растущий спрос на Huawei. В марте 2020 года продажи смартфонов Huawei в России выросли на 300%.

Льготная комиссионная программа. В первый год владельцы приложения не платят комиссию, со второго — платят 15% от доходов.

Альфа и бета-тестирование. Компания может поэтапно обновлять приложение и узнавать реакцию пользователей.

Органическое продвижение. Трафик в AppGallery на 15% выше, чем в App Store и Google Play.

Быстрая адаптация приложения. Занимает от двух недель до месяца.

Минусы стора AppGallery

Нужно адаптировать приложение. Создание APK файла для неофициальных сторов обходится дешевле и занимает до двух дней.

Стратегия 4. Опубликоваться в российском сторе

Российские разработчики адаптируются под ситуацию на рынке и запускают отечественные альтернативы Google Play.

В марте 2022 года гендиректор российского Gett Анатолий Сморгонский запустил RuMarket — магазин приложений для пользователей Android. Он позиционируется как отечественный аналог, но работает на базе каталога приложений F-Droid и не указывает исходный код. Это нарушает лицензию F-Droid, поэтому стор могут заблокировать.

В мае 2022 года АНО «Цифровые платформы» запустили свой магазин приложений — NashStore. Разработчики могут подать заявку на публикацию в каталоге: для этого нужно заполнить форму регистрации и рассказать о приложении и его статистике. Мы протестировали и показали приложения, которые есть в новом сторе в нашей статье.

Какие приложения есть в российском маркетплейсе NashStore

Конкурент RuMarket и NashStore — магазин приложений RuStore от VK и Министерства цифрового развития, который появился в мае 2022 года. Он работает на основе российских платежных, картографических и рекламных разработок и будет устанавливаться на смартфоны в России до продажи. В статье рассказываем, как устроен Rustore, какие там есть cервисы и почему у него больше шансов стать полноценным маркетплейсом приложений.

Плюсы отечественных сторов

Нет влияния санкций. Сторы не удалят приложение из каталога под влиянием политики.

Удобная платежная система. Покупки внутри сторов будут работать с платежной системой «Мир».

Минимальная комиссия. Сторы обещают льготную комиссионную программу для разработчиков приложений.

Минусы отечественных сторов

Сложное продвижение. Создателям стора придется привлекать пользователей на площадку, где не будет большого выбора приложений. И мотивировать разработчиков загружать приложения в стор, где нет аудитории.

Отсутствие зарубежных приложений. Западные разработчики не согласятся размещать приложения в российском сторе из-за репутационных рисков.

Мы рассмотрели основные стратегии, которые можно использовать в случае ухода с рынка App Store и Google Play. Наша студия поможет применить одну из них для вашего продукта или сформировать новую стратегию. Расскажите о задаче на сайте, мы подготовим пошаговый план.